Судоходная компания «Балтийский ветер» заключила договор морской перевозки на условиях чартера с ООО «Ренессанс-Вкус». Погрузка на судно отправляемого груза значительно затянулась. Полностью груз разместить не удалось и в период контрсталии. «Балтийский ветер» направил ООО «Ренессанс-Вкус» уведомление о расторжении договора, взыскании убытков, а также демереджа в размере, обозначенном в уведомлении «разумным». Свое решение перевозчик объяснял необходимостью незамедлительной отправки судна.
Со своей стороны, фрахтователь утверждал, что он не смог своевременно разместить груз ввиду неготовности трюма судна для перевозки груза — кондитерских изделий из шоколада; в трюме после перевозки трески стоял характерный запах, что вынудило фрахтователя несколько раз прерывать погрузку. Кроме того, немореходность судна, по мнению фрахтователя, проявилась в том, что перевозчик в периоды сталийного и контрсталийного времени, а также по их завершении, вел сложные ремонтные работы с привлечением водолазов. Более того, остальные фрахтователи, хотя и загрузили грузы в зафрахтованные ими трюмы, также не уложились в контрсталийное время. В такой ситуации у перевозчика, как полагало ООО, отсутствуют основания как для требования о возмещении убытков, так и для взимания демереджа. ООО «Ренессанс- Вкус» предъявило перевозчику требование о взыскании убытков.
При рассмотрении спора в суде представитель судоходной компании заявил, что компания дважды провела дезодорацию трюма, зафрахтованного ответчиком. По мнению фрахтовщика, отличия от нормы были нераспознаваемы для обычного обоняния. Однако поскольку фрахтователь настаивал на том, что запах не устранен, перевозчик предложил ему самостоятельно оплатить соответствующие услуги, но тот отказался это делать. Что же касается взаимоотношений «Балтийского ветра» с другими фрахтователями, они не влияют, как полагал перевозчик, на правовую оценку исполнения обязательств фрахтователя.
Разберите доводы сторон. Каково юридическое содержание понятия «мореходное состояние судна» и чем определяется его правовой режим? В какой момент и в какой мере должна быть обеспечена мореходность? Кто прав в этом споре?