Задание 2
Указать приемлемую образовательную модель для ребёнка
Ваня слабовидящий ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости. Мальчику 7 лет. Он не посещал детский сад, воспитывался в условиях семьи. Ребёнок владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками, но не может без посторонней помощи перемещаться в пространстве. Демонстрирует гиподинамию. Грамоте не обучен. В контакты со взрослыми и сверстниками по своей инициативе не вступает.
Задание 3
Света К., 5 лет, ходит в старшую группу. Посещает детский сад с 3 лет. Среднего роста, несколько полновата, что является причиной ее неуклюжести. Слабовидящая, носит очки. Движения некоординированы. Спокойная, робкая, неактивная. Старается не привлекать к себе внимания. Сама находит себе занятие. Малообщительна. Если ее интересы явно ущемлены, может проявить агрессивность.
Света живет с мамой и отчимом. У матери и отчима есть общий ребенок (младший брат Светы).
Во время физкультурного занятия Света неудачно выполнила одно упражнение, что рассмешило детей. Воспитатель, успокоив их, предложила Свете повторить упражнение. Под пристальным вниманием детей, предприняв вторую попытку, девочка поскользнулась и упала. Вновь раздался смех. После этого случая Света еще больше замкнулась. С нежеланием стала ходить на физкультурные занятия.
Через несколько дней воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды, выражая недовольство, указал на физические недостатки Светы, добавив: «Не умеешь играть — не играй!» Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх.
Вопросы:
1. Правильны ли методические решения воспитателя?
2. Какие рекомендации должен дать психолог воспитателю?
3. Нуждается ли Света в психологической помощи?
Задание 4
В семье двое детей-погодок (мальчик 8 лет и девочка 7 лет). У мальчика слепота. Девочка стесняется своего брата из-за имеющегося нарушения, сторонится его, общается только в случае острой необходимости и не играет с ним. Родителям не нравится эта ситуация, но они её приняли. У мальчика нет друзей, его обучение организовано на дому, в основном ребёнок общается со своими учителями, отцом и матерью и изредка с бабушкой, которая приезжает в гости.
Вопросы:
1. Является ли психологическая обстановка в семье здоровой?
2. Благополучна или нет ситуация развития мальчика?
3. В каких советах специалистов нуждаются здоровые члены семьи?
Задание 5
У молодой здоровой семьи родился ребёнок (девочка) с тяжёлыми и множественными нарушениями (умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, слабовидением). Для мужа и жены это стало настоящей трагедией. Они стараются не показывать своего ребёнка родственникам и друзьям, но заботятся о нём, водят на коррекционные занятия к дефектологу, оформляют в специализированный детский сад.
Девочке 4 года. В связи с грубыми нарушениями в развитии она нуждается в постоянном уходе и присмотре, который на должном уровне обеспечивается в условиях семьи. Однако между родителями обострились конфликты. Муж и жена считали, что девочка, став старше, будет развиваться успешнее, её нарушение станет менее выраженным. Но этого не происходит. Жена обвиняет мужа, что это из-за него у девочки тяжёлая патология, видимо, где-то у него в роду были родные с такими же нарушениями. Аналогичные претензии предъявляет муж своей жене. Семья на грани распада.
Супружеская пара обратилась за помощью к специалистам.
Вопросы:
1. Является ли психологическая обстановка в семье здоровой?
2.В чём может заключаться содержание работы психолога с супружеской парой?
Задание 6
Указать приемлемую образовательную модель для ребёнка
Антон слабовидящий ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости. Мальчику 7 лет, 6 мес. Он не посещал детский сад, воспитывался в условиях семьи. Ребёнок владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками, но не может без посторонней помощи перемещаться в пространстве. Демонстрирует гиподинамию. Грамоте не обучен. В контакты со взрослыми и сверстниками по своей инициативе не вступает.