Цель задания: овладение методическими подходами к организации процесса самопознания в рамках логотерапевтического подхода. Задачи задания: · Практическое знакомство с методикой «Автобиография» · Написание первой главы автобиографии «Мои родители» · Анализ результатов написания автобиографии. Описание методики Цель самопознания в рамках логотерапии - развить в человеке мировоззрение, стимулирующее развитие его чувства ценности жизни. Это чувство ничего общего не имеет с "нарциссизмом", "самолюбованием" и "душевным стриптизом". Поскольку самость не может сделать самое себя предметом познания - так же, как астроном с Земли не может наблюдать Землю в подзорную трубу! - предметом логотерапии становится "сопоставление". Как люди судят о прошедших или будущих отрезках своей жизни? Какой смысл они видят в этом, какой смысл скрыт в них? Смысл этот уже осуществлен, или он еще ждет своего часа? Может быть, этот единственный и неповторимый час уже наступил сегодня? - Реализовать подобный подход можно в частности в процессе написания автобиографии. Во время написания автобиографии задача человека - заглянуть и в прошлое, и в будущее. Главы именуются следующим образом: Глава: Мои родители Глава: Моя жизнь в дошкольный период Глава: Мои школьные годы Глава: Моя жизнь во взрослом состоянии Глава: Моя жизнь в настоящем Глава: Мое ближайшее будущее Глава: Мое более отдаленное будущее Глава: Моя смерть Глава: Следы, оставленные мной в этом мире Пятая глава посвящена настоящему, тому "единственному моменту, который у нас есть". Это всегда и есть тот увлекательный момент, в котором осуществляется история: возможности становятся реальностью. На этом строится вся автобиография, поскольку и по отношению к случившемуся прежде, и к ожидающему нас в будущем важно, не осталось ли сегодня невыполненных дел в прошлом и не требуется ли расставить вехи для будущих совершений. Это совершенно не означает, что многое в нас - в нашем прошлом и в нашем будущем - не должно оставаться в полном покое. Учиться отличать то, что может спокойно пребывать внутри нас, от того "беспокойного", что "сейчас пытается прорваться наружу" - хорошая тренировка. Эта глава находится посередине, с ней соседствуют главы "Моя жизнь во взрослом состоянии" (до настоящего момента) и "Мое ближайшее будущее". С точки зрения охвата значительного временного промежутка обе эти главы достаточно обширны, с точки зрения интенсивности работы памяти и воображения в них - актуальны и задевают за живое. В них человек предстает деятельным соавтором собственной жизни и бессрочным учеником, познающим заблуждения и открытия, успехи и неудачи. Эти три главы окружены главами "Мои школьные годы" и "Мое более отдаленное будущее". В этих частях биографии перемешаны ясное и смутное, свобода и несвобода. Воспоминания тускнеют, как и воображаемые события, прорывается неизведанное: нечто чужое, вероятно, доминировавшее в школьные годы, и ограничения, помешавшие возникновению планов и намерений, касающихся отдаленного будущего. Самосознание человека сдвигается в сторону готовности примириться и в сторону зависимости. Эти пять глав обрамлены парой глав "Моя жизнь в дошкольный период" и "Моя смерть". В этих главах начало и конец жизни осознаются как они есть, без прикрас, но, тем не менее, требуют однозначного "да" в пользу бытия. Ввиду беспомощности, зависимости и бессилия человека, его высший потенциал состоит в том, чтобы примириться с нежеланным и незаслуженным, доверившись невидимому, владычествующему над всем смыслу. Семь глав, в свою очередь, окружены следующей парой глав, охватывающих всю жизнь в совокупности и простирающихся за ее пределы. Это 1. глава "Мои родители" и 9. глава "Следы, оставленные мной в этом мире". В этих главах надо отметить как значение биопсихического фундамента нашего существования, так и важность духовного завещания миру, которое мы стремимся оставить. Смерти в этой автобиографии также отводится не последняя роль.Семь глав, в свою очередь, окружены следующей парой глав, охватывающих всю жизнь в совокупности и простирающихся за ее пределы. Это 1. глава "Мои родители" и 9. глава "Следы, оставленные мной в этом мире". В этих главах надо отметить как значение биопсихического фундамента нашего существования, так и важность духовного завещания миру, которое мы стремимся оставить. Смерти в этой автобиографии также отводится не последняя роль.