на любых ресурсах сети найти тексты различных жанров, относящихся к базовым контекстам общения (см. схему в видео) в русской языковой среде и иной (например, западноевропейской — в переводе). Интересны в первую очередь те тексты , что находятся на стыках функциональных рамок: научно-популярные, научно-технические, научно-исследовательские, а также публицистические, рекламные, "блогерские", философские, религиозные и связанные с языком искусства.
2. Найти в приведённых фрагментах предложения, соотносящиеся с основными рамками функционирования языка, выделить графически, через шрифт и цвет фона и текста в этих предложениях лексические, синтаксические, словообразовательные признаки каждого отдельного стиля и смежных с ним стилей. Фрагменты не должны быть больше абзаца-двух, но стоит выбирать показательные. Приложить ссылки на источники. Прокомментировать фрагменты с точки зрения наличия маркеров стилей и разностилевых элементов на уровнях лексики, синтаксиса, словообразования, морфологии и др., если разностилевые объекты там есть (например, в философском тексте А. Лосева можно одним цветом или способом выделить научные термины, а другим — лексемы более «художественные», одним подчёркиванием признаки научного синтаксиса, а другим — художественного).
3. Описать кратко, как отличается научно-популярная, научно-учебная, научно-техническая литература от собственно научной (по задачам пишущего), а чем философская — от научной, художественной и религиозной (о признаках философских и других тексто ределить, каковы в этих случаях коммуникативные цели говорящего ("быть" или "казаться"? кем?), как это влияет выбор им речевых ролей ("масок", стратегий) и соответствующих средств? См. об этом статьи Г.В. Векшина ниже и презентацию в разделе?
4. Попробовать найти специфику русского языкового мышления применительно к одной-двум сферам (например, объяснить, в чём специфика русского философского стиля, русского делового стиля, какие аспекты речевых ролей "я — философ" и "я — чиновник" у нас более выражены).
Nota bene:
Где что брать? Во-первых, тексты должны быть современными, многовекавая классика не подойдёт, хотя если это будет что-то редкое, можно брать и Хомякова, и Веневитинова, и чиновников времён Александра II, и проч.). Философский стиль имеет особое значение как маргинальный и универсальный (современные тексты, например, Владимира Мартынова, Мамардашвили Подороги, Седаковой, Чалмерса, Жижека, или кого угодно, обсуждаемого, скажем, в журнале "Философия" ВШЭ), блогерский стиль (часть идеолого-публицистического), примеры худ. стиля из современной поэзии (Ф. Сваровский, Д. Пригов, И. Бродский и др.) или современных переводов старой поэзии — на сайте Вавилон и др. Особенно ценны находки поэзии, в которой есть элементы философии, научпопа, идеологии или даже деловой речи. Зачем они там?
Гарантия на работу | 1 год |
Средний балл | 4.96 |
Стоимость | Назначаете сами |
Эксперт | Выбираете сами |
Уникальность работы | от 70% |