Практическая работа № 8. Исследование и анализ коммуникативного процесса
Ситуационные задачи
Проведите анализ коммуникативных ситуаций по предложенному
плану.
План для анализа коммуникативной ситуации:
1. Коммуникативная сфера: профессиональная, сервисная, семейная,
социально-культурная, педагогическая, политическая, научная,
религиозная, образовательная.
2. Ситуация.
3. Определите стадии развития коммуникативной ситуации
(докоммуникативная стадия – коммуникативный контекст;
коммуникативная стадия – диалог, вербальные средства общения,
невербальные средства общения; посткоммуникативная стадия – исход,
результат, последствия речевого взаимодействия).
4. Стороны (субъекты) взаимодействия в ситуации:
– статусы;
– роли.
5. Взаимодействие сторон (субъектов). Тип взаимодействия
(конструктивное – конфликтное; конгруэнция – конфронтация).
Установки.
6. Каковы причины такого развития коммуникативной ситуации?
(Какие отношения сложились между субъектами взаимодействия на
момент вступления в коммуникативный контакт? Имеются ли
противоречия между субъектами общения? Какие типы личностей
вступают во взаимодействие? Каков коммуникативный контекст
ситуации?).
7. Какие характерные особенности в самой ситуации (в тексте,
диалогах) указывают на данный тип взаимодействия?
8. Какими языковыми средствами создаются эти особенности
(языковая специфика):
а) специфика лексики и фразеологии;
б) специфика грамматики.
9. Смысловая информация.
10. Оценочная информация.
11. Ценностная ориентация.
12. Законы коммуникации.
13. Вывод: как разрешилась коммуникативная ситуация
(положительные или негативные изменения в состоянии субъектов
взаимодействия – эмоциональные, психологические, моральные,
физические и т.п.).
Коммуникативная ситуация № 1
Коммуникативный контекст: В школе заболел учитель физики. Его
урок заменили уроком литературы. Об этом классный руководитель
написала на доске в классе. Но ребята стерли объявление и сбежали. Одна
из учениц не присутствовала при этом и пришла в класс позже, чтобы
забрать свои вещи, где столкнулась с классным руководителем.
Участники: Лена – ученица, Елена Васильевна – классный
руководитель.
– Ты почему одна. А где остальные? – спросила Елена Васильевна.
– Ушли, физичка ведь заболела.
– Но я же написала, что будет урок литературы.
– Да? Кто-то, значит, стер.
– Не кто-то, а ты.
– Я не стирала.
– Мало того, что ты совершила непристойный поступок, так ты еще
лгунья и жалкая трусиха.
ПЗ №2
1
Приведите примеры рекламных сообщений (по 5 примеров) с
использованием:
– прецедентных текстов;
– языковой игры;
– речевых формул.
2
Проведите анализ на доминанты и функции небольшого диалога
из вашего любимого фильма. Ответ оформите в виде таблицы «доминанты
и функции – иллюстрация – пояснение».
ПЗ№2
Задание Д. Найдите «36 драматических ситуаций» Жана Польти,
оформите в таблицу (ситуация – элементы – примеры). На любые 10
ситуаций найдите примеры из рекламы.
Взяв за основу любые 5 сюжетов, придумайте рекламный ролик для
бизнеса (варианты для бизнеса см. в задании В).
Гарантия на работу | 1 год |
Средний балл | 4.96 |
Стоимость | Назначаете сами |
Эксперт | Выбираете сами |
Уникальность работы | от 70% |