Ознакомившись с фрагментом книги Лумана «Общество общества» рассмотрите и изложите следующие вопросы.
- Что такое староевропейская традиция, к которой присоединяется Луман в определении общества. Чем отличается его определение общества от староевропейской традиции в определении этого понятия? Почему общество не является сущностью? Какое теоретическое положение выражено в названии книги «Общество общества»?
- Среферируйте аргументы для обоснования тезиса «Коммуникация является подлинно социальной операцией», на которой следует строить теорию общества. Что означает высказывание «все коммуникации»?
- Что такое расщепление системы и окружающего мира во времени, что такое системное время и время окружающего мира? Какова роль данной ассиметризации времени в образовании социальных систем?
- В чём заключается функция различения информации и сообщения для формирования самонаблюдающихся социальных систем (одной из них является общество)
- Изложите теорию самонаблюдающихся социальных систем, раскрыв следующие понятия: наблюдатель, слепое пятно наблюдения как условие наблюдения, уровни наблюдения, его поликонтекстуальность.
ГЛОССАРИЙ
- Само-референция = отношение наблюдающей системы к самой себе;
- Ино-референция = ее отношение к окружающему миру, к другим системам
- Сущность и явление в философии. Сущность – это внутреннее устойчивое содержание предмета, скрывающееся за явлением –ее внешним проявлением.
Источник:
Луман Н. Общество общества. К в. 1: Общество как социальная система. Пер. с нем. А. Антоновский К в. 2: Медиа коммуникации. Пер. с нем.. А. Глухов, О. Никифоров К в. 3: Эволюция. Пер. с нем. А. Антоновский М: Издательство "Логос", 2011. С. 83-96.