Исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников
Задание 1 (представления). Разработайте диагностическую беседу с учениками класса. В ходе беседы выясните, как дети понимают значение следующих слов: добрый — злой; честный — лживый; трудолюбивый — ленивый; смелый — трусливый; бессовестный; стыдно.
Представьте план беседы и ответы детей.
Сделайте вывод об уровне сформированности нравственных представлений.
Задание 2 (потребности и ценности). Подберите или разработайте сами методики для исследования ценностных ори* ентаций, нравственных потребностей младших школьников. Пример: методики недописанного тезиса, фантастического выбора, анализа детьми проблемных ситуаций «Цветик- семицветик», «Золотая рыбка».
Проведите методики. Проанализируйте полученные данные. Сделайте выводы.
Задание 3 (нравственный выбор). Подготовьте незаконченный рассказ, который бы содержал моральную дилемму для школьников данного возраста. Разработайте беседу по обсуждению этой дилеммы с детьми.
Обсудите с учащимися моральную дилемму, зафиксируйте и прокомментируйте их суждения.
Сделайте вывод об уровне сформированное™ нравственных качеств и мотивации детей.
Задание 4 (проявление отношений и качеств). Организуйте наблюдение за процессом общения школьников с учителем и друг другом на уроке или во внеурочное время. Представьте протоколы наблюдений. Отметьте: какие качества и отношения проявляются в общении; характер их проявления школьниками.
Задание 5 (выводы). На основании данных всех четырех заданий сделайте вывод об уровне нравственной воспитанности учащихся вашего класса. Наметьте направления и приоритеты воспитательной работы в этом классе.