Тема 4. Правовое регулирование обеспечения конкуренции
в сфере предпринимательской деятельности
План работы
1. Понятие товара и товарного рынка. Хозяйствующий субъект. Субъекты естественной монополии. Антимонопольное законодательство Российской Федерации.
2. Монополистическая деятельность.
3. Недобросовестная конкуренция.
Задача 1
АО «РЖД», являющееся субъектом естественной монополии, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания антимонопольного органа о заключении договора с потребителем, ссылаясь на то, что деятельность естественных монополий подлежит контролю со стороны органов регулирования естественных монополий, а не антимонопольных органов.
Какое решение должен вынести суд? Распространяются ли на субъекта естественной монополии нормы антимонопольного законодательства?
Задача 2
ИП Иванов обратился в суд с заявлением о признании недействующим следующего положения закона N-ной области: «…Перевозчик, допущенный к регулярным пассажирским перевозкам по пригородным и междугородним автобусным маршрутам по результатам конкурсного отбора, обязан заключить договор с автовокзалом и пассажирскими автостанциями с условием о порядке контроля за выполнением расписания движения со стороны соответствующих государственных органов».
В обосновании ИП Иванов сослался на противоречие приведенной нормы закона Nной области Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «О защите конкуренции», в части создания необоснованных препятствий для реализации прав индивидуального предпринимателя по осуществлению перевозки пассажиров, в соответствии с условиями выданной лицензии.
Оцените правомерность заявленного ИП Ивановым требования. Какое решение должен вынести суд?
Задача 3
Организация в форме ООО, получившая лицензию на оказание юридических услуг, разместила в газете рекламу об услугах ее юридической консультации. Работающие в ней лица членами территориальной коллегии адвокатов не являются, открытие юридической консультации в установленном порядке не производилось. Антимонопольный орган посчитал указанную рекламу недостоверной в части информации о рекламодателе и дал последнему предписание об устранении нарушения Закона о рекламе. Организация-рекламодатель обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания антимонопольного органа, поскольку оказание юридических услуг возможно не только в рамках адвокатской деятельности.
Какое решение должен принять арбитражный суд?