Виктор, 14 лет. К психологу обратились учитель за помощью. Один из восьмиклассников постоянно врет, не желает учиться, конфликты со сверстниками. Если ситуация для него становится критической пугает суицидом. Нежеланный ребенок, родители развелись, когда ему не было и года. В ходе бракоразводного процесса мать на два месяца оставляет ребенка с бабушкой, страдающей алкоголизмом, где ребенок был лишен должного ухода. Через год мать повторно вышла замуж. Новые взаимоотношения внешне складывались хорошо, однако искренних отношений у родителей с ребенком не получилось. Это вызывает высокую напряженность в семье и провоцирует постоянные конфликты. В ходе проведенных бесед психологу удалось выявить сформировавшееся у мальчика в первый год жизни базовое недоверие к миру, проявляющееся в виде высокой внутренней напряженности, замкнутости, раздражительности и конфликтности. Недоверие ребенка к окружающим, страх открыться для подлинных, душевных взаимоотношений сделали Виктора изгоем в классе и подтолкнули к конфликтам с одноклассниками, педагогами, родителями. С возрастом данный конфликт только усугублялся.
Вопросы и задания:
Выделите наличие наиболее важных конфликтов или противоречий, в данной ситуации.
Какой из принципов диалогического общения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения вы будете использовать?
Сформулируйте предположительный запрос подростка и на его основе разработайте план консультирования подростка соответствии с общепринятой схемой консультации.
Какое направление работы с подростком вы выберете в данной ситуации? Свой ответ аргументируйте.
Опишите методы и приемы работы с подростком в данной ситуации.