Упражнение 3.10
Условие:
Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…, то…»).
Задача:
Не наловишь рыбы-не сваришь ухи
Упражнение 5.10
Условие:
Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.
Задача:
Если к перевозке предъявляется багаж в неисправной упаковке, транспортная организация отказывается принять его. Транспортная организация отказалась принять багаж.
Упражнение 7.10
Условие:
Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу; опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью заключения из посылок
Задача:
В этом озере можно поймать и щуку, и леща, и окуня, и плотву
Упражнение 8.10
Условие:
Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения.
Задача:
В заметке «Загадочная смерть директора школы», опубликованной в газете «Московский комсомолец», сообщалось о том, что, сорвавшись с балкона своей квартиры, погибла директор одной из московских школ Е.Е.. По предварительной версии, она погибла, когда, забыв ключи от квартиры, пыталась забраться на свой балкон на втором этаже по водосточной трубе. Вместе с тем некоторые коллеги погибшей не исключают возможность самоубийства. Последние месяцы Е.Е. были трагичны. На даче был убит ее муж. Спустя неделю умерла растившая ее бабушка. В школе по жалобам родителей работала комиссия. Есть и третья версия, на которой настаивают некоторые учителя школы: произошло убийство. По их мнению, Е.Е была слишком уравновешенным человеком, чтобы путешествовать в запертую квартиру столь необычным способом, и слишком самолюбивым, чтобы сводить счеты с жизнью за два дня до своего 43-летия, оставив сиротой сына-десятиклассника.