Вопросы к зачёту
Понятие мифа. Мифологическая космогония. Мифы о происхождении мира.
Античная мифология. Понятие о мифологическом времени и пространстве.
Античные мифы о богах.
Циклы античных мифов о героях (Геракл, Тесей, Персей, Геракл и др.)
Фиванский цикл мифов.
Понятие эпоса. Отличительные черты эпического произведения: повествование, последовательная смена картин действительности, интонация повествования, отсутствие стремительного действия, происшествие, эпический сюжет (на примере «Одиссеи», «Илиады»).
Композиция «Илиады». Мир богов и людей. Ахилл как главный герой. Связь с жертвоприношениями.
Понятие любви и войны на примере «Илиады».
Роль гиперболы в поэтике «Илиады». Образ Ахилла, «Щит Ахилла»: картина мироустройства по Гомеру, боги и люди в изображении Гомера. Сцена прощания Гектора с Андромахой. Тема судьбы у Гомера.
«Одиссея». Отличие структуры поэмы от «Илиады». Дом и война в поэме.
Античная лирика. Происхождение, периодизация. Связь лирики и полиса.
Жанры лирики.
Монодическая лирика.
Хоровая лирика.
Элегия и ямб.
Происхождение театра. Устройство и организация театральных представлений. Связь трагедии с дифирамбом.
Драматургия. Происхождение трагедии. Афины и трагедия.
Древнегреческая трагедия. Анализ трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Особенности интерпретации Эсхилом античного мифа.
«Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра. Понятие проклятого рода. Миф об Атридах как основа трилогии. Образ Кассандры. Очистительная функция трагедии как жанра.
Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип». Образ Эдипа. Понятие судьбы и его отличие от Эсхила. Место человека в трагедии Эдип в Колоне.
Специфика театра Еврипида на примере трагедий «Ипполит» и «Медея».
Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры. Отражение эпохи Аристофана в его комедиях (тема войны и мира в комедии «Лисистрата»)
Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры. Отражение эпохи Аристофана в его комедиях (тема власти и народа («Всадники»)
Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры. Отражение эпохи Аристофана в его комедиях (философские и педагогические идеи времени («Облака»).
Платон «Пир». Фигура Сократа. Форма диалога.
Диалог «Пир» и его связь с театром.
Древнегреческий роман. Происхождение жанра. Анализ романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
Общая характеристика древнеримской литературы. Периодизация, жанры.
Особенности древнеримской комедии. Плавт «Хвастливый воин». Теренций «Братья».
«Энеида» Вергилия: сюжет поэмы, историческая основа поэмы, люди и боги в поэме. Художественный стиль. Историческое значение Вергилия.
Сопоставительный анализ трагедии Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра». Образ Федры. Своеобразие психологической характеристики.
Развитие римского театра: периодизация, жанры, особенности театрального здания.
Комедия Плавта. Переосмысление новоаттической комедии. Анализ комедии .
Комедии Теренция. Связь с кружком Сципиона. Композиция и стиль комедий.
Римская поэзия. Специфика поэзии поздней римской республики. Лукреций и Катулл.
Римская поэзия классического периода. Гораций. Характеристика творчества: политические, эстетические и философские взгляды. «Сатиры», «Оды», «Послания». Литературная теория Горация в «Науке поэзии».
Римская любовная элегия Тибулла и Проперция. Овидий «Любовные элегии».