Практическое задание №1 выполняется после изучения первого и второго разделов дисциплины. Цель занятия – обобщить предложенную теорию и осмыслить основные положения философского анализа.
Тема: Сравнительный анализ форм объективированного мировоззрения
Структурный анализ мировоззрения
Основные черты мифологического и религиозного мировоззрения
Специфика философского мировоззрения
Первоначальное становление основных категорий философского мировоззрения
1. К занятию on-line студент должен сделать следующую работу. Необходимо тщательно изучить предложенную теорию. Рекомендуется обратиться к соответствующим разделам хрестоматии. Далее на основе усвоенной теории нужно письменно изложить основные положения ответов к каждому вопросу, что позволит оперативно ориентироваться в ходе практического занятия on-line.
В первом вопросе обратите внимание на компоненты мировоззрения, механизмы его формирования. Помимо структуры мировоззрения следует четко отличать индивидуализированное и объективированное мировоззрение.
Второй вопрос занятия предполагает четкое отделение мифологии и религии друг от друга. Для этого на основе теории необходимо выделить основные черты мифологического мировоззрения, черты, присущие религии как мировоззренческой форме культуры, а затем провести сравнительный анализ. Например, и в мифологии, и в религии присутствует сверхъестественный элемент, принимающий форму Бога. Но в мифологии боги антропоморфны, они не отделены от естественного мира, а в религии – Бог четко отделен от естественного мира и утрачивает «человеческие» черты. И так далее. В этом вопросе необходимо в предложенной хрестоматии изучить тексты Лосева, Фрейда и Фромма и, соответственно, уметь сформулировать ответы на вопросы: Почему философия считает миф не выдумкой, а реальной жизнью? Почему религия предстает как иллюзия человека? В чем суть деления религий на гуманитарные и авторитарные?
В ответе на третий вопрос необходимо четко представлять основные структурные компоненты философского мировоззрения: что такое онтология, гносеология, аксиология, праксиология. К занятию следует знать основные методы философии и их специфику.
В четвертом вопросе следует не только отличать специфику восточной и западной натурфилософии, но и разобраться в становлении таких основных понятий как «бытие» и «субстанция».
2. Закрепить полученные знания поможет выполнение следующего задания к практическому занятию:
В сравнительном анализе философии и науки ответьте на вопросы:
1. Почему Н.А.Бердяев считал философию эротической формой знания?
2. Почему философия не является и не может являться наукой?
3. Как соотносятся философия и свобода?
Для этого изучите текст в хрестоматии (раздел 1, Н.А. Бердяев) и сообразно теории найдите ответы.