Список тем, которые будут на контрольной
Тема 1. Введение в организационное поведение
Задачи науки об организационном поведении
Модель ролевого поведения человека в организации
Система факторов, оказывающих влияние на реализуемые модели поведения работников организации
Ролевое поведение как ожидаемое
Антиролевое и сверх-ролевое поведение, их виды и факторы
Тема 2. Социальная макросреда как фактор организационного поведения
Национальная экономическая культура как фактор поведения: организация как микромодель общества
Модели ценностно-культурных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед – российская национальная культура
Характеристики институциональной среды российского бизнеса
Типы практик трудовой деятельности в российских бизнес-организациях
Тема 3. Организационная культура
Сущность и определение организационной культуры
Функционалистский и феноменологический подходы к пониманию организационной культуры
Функции организационной культуры
Модель конкурирующих ценностей К. Камерона и Р. Куинна
Модель организационной культуры Э. Шейна
Доминирующие и Субкультуры
Сильные и слабые культуры
Каскадный эффект трансляции культуры
Поддержание и изменение организационной культуры
Барьеры культурных изменений
Изменение культуры как преднамеренный процесс
Тема 4. Власть, лидерство и руководство в организации
Власть vs влияние, ресурсная зависимость
Объекты контроля (контроль сознания и поведения)
Позитивные и негативные виды власти
Организация как арена социального поведения
Политическое поведение: сущность, факторы
Схема EVLN, факторы «Голоса» работников, факторы «Выхода» работников
Теории черт (универсалистский) и поведенческие (контекстуальные) теории лидерства
Стили лидерства по К. Левину
Ситуационные теории лидерства (Ф. Фидлер)
Стили руководства и установки и поведение подчиненных
Теория обмена между лидером и подчиненным
Тема 5. Условия работы и управленческие практики
Организационная среда через призму восприятия
Виды социального воспринятия: воспринимаемая организационная поддержка, доверие в организации, организационная справедливость, «психологический контракт
Виды доверия, дивиденды и налоги на доверие
Виды справедливости, последствия высокой и низкой справедливости
Психологический контракт и его виды. Результаты его нарушения
Психические состояния: стресс, выгорание
Виды стресса, его причины, последствия
Управленческие практики: «Требования» и «ресурсы» для исполнения работы и Ситуационная эффективность HR-систем
Тема 6. Отношение сотрудника к организации и к работе
Трудовые ценности работников: терминальные и инструментальные, достиженческие и недостиженческие
Типы ценностей россиян
Мотивы по отношению к работе
Установки по отношению к работе: удовлетворенности, вовлеченность – их связь с поведением
Установка по отношению к организации: готовность к изменениям, приверженность
Виды организационной приверженности и ее связь с поведением
Тема 7. Личность в организации
Возможности и ограничения измерения психологических характеристик в организационном контексте
Соответствие организации и личности: работа, условия, организация
Тема 8. Группы и команды в организации
Характеристики групп и ключевые классификации
Групповые нормы, групповой контроль и сплоченность
Факторы интеграции группы
Деятельность в группе: деятельность и принятие решений в группе – эффекты групповой работы