Вопрос 1
1. Место психологии в системе наук. Научная, прикладная и практическая психология. Связь психологии с педагогикой.
2. Закономерности развития личности в единстве биологических предпосылок, социальных условий и внутренней позиции личности.
3. Категория личности в психологии.
4. Восприятие и ощущение. Общая характеристика. Восприятие как высшая психическая функция.
5. Память и внимание. Общая характеристика как высших психических функций.
6. Мышление и речь. Общая характеристика и проблемы взаимосвязи.
7. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста, возрастные кризисы. Проблема сензитивных периодов развития.
8. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития.
9. Психологического здоровье: понятие, сущность, практика сопровождения.
10. Педагогическая теория К.Д. Ушинского.
11. Закономерности целостного педагогического процесса.
12. Воспитание как функция социальных систем. Социальное воспитание.
13. Учебная деятельность и её структура. Значение мотивационного компонента учебной деятельности для её успешного исполнения.
14. Сущность процесса воспитания. Методы и средства воспитания в образовательном учреждении.
15. Современные технологии обучения и воспитания и их классификация.
16. Особенности педагогического общения. Влияние различных стилей педагогического общения на развитие личности ребёнка и на особенности его поведения.
17. Факторы и механизмы социализации личности.
18. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.
19. Теоретические подходы к проблеме взаимосвязи обучения и развития.
20. Норма и отклонение в психологии. Векторы и риски в психическом развитии.
21. Характеристики малой социальной группы: состав, набор ролей, нормы, модели группового развития.
22. Социально-психологическая характеристика общения детей на разных возрастных этапах.
23. Этническая идентичность как социально-психологический феномен.
24. Особенности развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Теория и практика развивающего обучения.
25. Педагогическая система А.С. Макаренко
Вопрос 2
1. Психическое развитие в младенчестве. Принципы построения психолого-педагогической работы с младенцами. Психологические предпосылки перехода к раннему детству.
2. Психическое развитие в раннем детстве. Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей от года до трёх лет.
3. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
4. Психолого-педагогическая помощь родителям с детьми дошкольного возраста
5. Игра и развивающая предметная среда. Виды игровой деятельности. Развивающие функции игры.
6. Родительство в аспекте перинатальной психологии: психология зачатия и беременности, психологическая подготовка родителей к рождению ребёнка, задачи психологической помощи семье.
7. Психологическая характеристика готовности к школе. Признаки готовности к школе.
8. Адаптация к школе. Этапы адаптации. Признаки адаптированности и признаки дезадаптации. Психолого-педагогическое сопровождения адаптации к школе.
9. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
10. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психолого-педагогическое сопровождение данного этапа.
11. Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста.
12. Психолого-педагогическая помощь родителям подростков
13. Характерологические особенности подростка и их связь с девиантным поведением
14. Психологическая готовность к материнству и отцовству: структура, уровни готовности, роль отца и матери на ранних этапах онтогенеза, типы представлений о материнстве и отцовстве.
15. Психология ранней юности. Задачи психолого-педагогического сопровождения в ранней юности.
16. Проблема способностей, одаренности и творчества в психологии. Развитие одаренности в образовании.
17. Профессиональная ориентация и профессиональное становление. Основные этапы развития личности в профессии.
18. Социально-психологические свойства образовательного учреждения: организационная культура, система управления, социальная иерархия, детско-взрослая общность.
19. Педагогический коллектив как социальная общность. Взаимоотношения внутри педагогического коллектива
20. Психотерапия детей и подростков: определение, подходы, методы.
21. Этнические стереотипы, этнические предубеждения и этнические установки. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.
22. Соотношение понятий обучение и развитие. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития.
23. Групповая работа с детьми и родителями: подходы, методы.
24. Стадии жизненного цикла семьи. Особенности детско-родительских отношений во взаимосвязи с задачами семьи на разных стадиях жизненного цикла.
25. Методы активного социально-психологического обучения: принципы и способы применения в психолого-педагогической практике.