Проанализируйте принципиальные положения,
сформулированные в сентециях римских юристов, не потерявшие
своего значения и в наши дни:
- если злой умысел обвиняемого или ответчика останется
недоказанным, всегда предполагается добросовестность и
«каждый считается честным, если не доказано обратное». Еще
резче у Ульпиана: «лучше оставить преступление безнаказанным,
чем осудить невиновного» (Д. 48.19.5).
- «Когда отсутствует четкое правовое предписание,
желательно решать дела по справедливости», - скажет Павел (Д.
39.3.2), а Ульпиан пойдет еще дальше, утверждая, что, «когда
право противоречит справедливости, должно предпочесть
последнее» (Д. 15.1.32). Таким образом, «во всех делах...
справедливость имеет преимущество перед строгим пониманием
права» (Д. 7.62.6).
- Как согласовать (и возможно ли) известное «разрешено все
то, что не запрещено сентенцией Павла (префект претория, рубеж
II—III в. до н. э.): «не все, что дозволено достойно уважения» (Д.
50.17.144).