Практическое задание № 3
Составьте конспект по следующим вопросам
1. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?
2. Психология наций (этносов, народностей) — особая отрасль социально-психологических знаний, отражающих существующую в реальности систему чувств, настроений,
мнений, нравов, традиций, обычаев, чаяний и т.п., отличающих каждую нацию от другой, а также особенности ее языка и культуры, хозяйственного и бытового уклада.
Для чего, для каких целей в практической деятельности человека необходимы изучение, знание и учет национальной психологии?
Нужно ли специальное изучение психологии коренной нации руководителем (воспитателем, организатором, менеджером, психологом и т.д.) — представителем этой же коренной нации?
3. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?
4. Как люди реагируют на присутствие большого числа других людей? Почему?
5. В чем сходство между людьми разного пола, а в чем различие? Как объясняются эти различия с позиций эволюционистского и культурального подходов?
6. Каким образом культура формирует своеобразие общественных ценностей и понимание норм поведения полов?
7. Охарактеризуйте процесс убеждения, осуществляемый средствами массовой информации. Какие приемы убеждения при этом используются?
8. Какие характеристики аудитории играют решающую роль в ее убеждаемое?
9. Какое положительное влияние оказывается с помощью средств массовой коммуникации? Назовите негативные эффекты влияния средств массовой информации.
10. Какую роль играют средства массовой информации в поддержании предрассудков?
11. В чем специфика политического сознания? Назовите его функции.
12. Охарактеризуйте и классифицируйте политические явления, изучаемые социальной психологией.
13. В чем сущность и психологические особенности религии?
14. Что понимается под этнической общностью и что лежит в основе ее существования?
15. Каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в большую группу, с элементами групповой психологии?
16. Охарактеризуйте структуру психологии социального класса.
17. Что является исходным пунктом социального движения?
18. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Главные отличительные признаки находящегося в толпе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательных мотивов, ориентация мыслей и чувств в
одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.
Какая психологическая концепция лежит в основе этого утверждения?
19. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Толпа импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми,
но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?
20. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос. Чувства толпы всегда просты и весьма гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то
же самое.
Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?
21. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Так как толпа в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает
силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.
Управляемы ли большие массы людей?