1. Проспрягайте в аористе глагол бьрат.
2. Проспрягайте в имперфекте глаголы печи, выделив формообразующие аффиксы.
3. Проспрягайте глаголы дати в перфекте.
4. Проспрягайте глаголы сечи, вести, имqти в плюсквамперфекте (вспомогательный глагол взять в первом случае в аористе, во втором – в имперфекте, в третьем случае – в перфекте).
Дайте исторический комментарий архаичным формам глагола в следующих предложениях по схеме: начальная форма, класс глагола, время, форма простая или сложная (назовите ее), число, лицо, род (если есть). Объясните, когда и почему форма стала архаичной.
1) Погибоша, аки обре.
2) Своя своих не познаша.
3) Одним махом семерых побивахом
4) Наше село в войну было сгорело.
5) Чу, слышен звон далекий.
6. Жили-были дед да баба.
7) Прильпе язык к гортани.
8) Скажи мне, безумный, каких ради грех побил еси мудрых и сильных? (А.К. Толстой).
9) Я шутить ведь не умею и вскочи ему на шею (Ершов).
10) Эти речи королю были не понравились.
11) Он развернул книгу наудачу и прочел: «В мире бе и мир его не позна…» (Н. Лесков).
12) Яко видеста очи мои тамо много пиющих и пьяных (Чапыгин).
13) От жен бо царства распадошася! (Чапыгин).
14) Аз изыдох в пустыню дальнюю… (М. Волошин).