1.Чем умозаключение как форма мышления отличается от суждения? Чем умозаключение отличается от понятия? Что объединяет все три формы? Какова роль умозаключений в познании мира?
2. Выделите возможные ошибки при неправильном делении понятий. Приведите свои примеры правильного и неправильного деления.
3. Решите практические задания:
• Укажите, в каких отношениях находятся следующие пары понятий: «город» и «деревня», «небесное тело» и «звезда». Используя круги Эйлера, изобразите взаимное положение объемов указанных пар понятий.
• Дайте логическую характеристику понятию «ненависть».
• Совершите операции ограничения и обобщения объемов следующих понятий: «знаменитый артист», «ураган», «сборная России».
• Дайте пример генетического определения.
• Приведите пример суждения вида А, в котором субъект распределен, а предикат – нераспределен.
4. Выполните практические задания:
• Какое правило определения понятий нарушено: «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»?
• Преобразуйте следующее суждение путем превращения, обращения и противопоставления предикату: «Все автомобили являются средствами передвижения».
• Установите с помощью логического квадрата, в каком отношении находятся суждения «Ни одно существо не бессмертно» и «Некоторые существа бессмертны».
• Приведите пример нарушения закона тождества.
• Определите вид аналогии в следующем примере: «Жабры для рыб – это то же самое, что легкие для млекопитающих».