А. С. Пушкин – Пиковая дама
В тот же самый вечер бабушка явилась в Версали, на карточную игру у королевы. Герцог Орлеанский метал; бабушка слегка извинилась, что не привезла своего долга, в оправдание сплела маленькую историю и стала против него понтировать. Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно.
— Случай! — сказал один из гостей.
— Сказка! — заметил Германн.
— Может статься, порошковые карты? — подхватил третий.
— Не думаю, — отвечал важно Томский.
— Как! — сказал Нарумов, — у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?
— Да, черта с два! — отвечал Томский, — у ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец: все четыре отчаянные игроки, и ни одному не открыла она своей тайны; хоть это было бы не худо для них и даже для меня. Но вот что мне рассказывал дядя, граф Иван Ильич, и в чем он меня уверял честью. Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы, однажды в молодости своей проиграл — помнится Зоричу — около трехсот тысяч. Он был в отчаянии. Бабушка, которая всегда была строга к шалостям молодых людей, как-то сжалилась над Чаплицким. Она дала ему три карты, с тем, чтоб он поставил их одну за другою, и взяла с него честное слово впредь уже никогда не играть. Чаплицкий явился к своему победителю: они сели играть. Чаплицкий поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника; загнул пароли, пароли-пе, — отыгрался и остался еще в выигрыше...
Однако пора спать: уже без четверти шесть.
ЗАДАНИЯ
1.Выполните морфемный анализ* 5 слов, состоящих не менее чем из 4 морфем,
различающихся морфемным составом и характеристиками морфем (с окончанием
и без, со свободным/связанным корнем, с простой/сложной,
непрерывной/прерывистой основой, со словообразующими/формообразующими
аффиксами и т.д.).
2. Выполните словообразовательный анализ* 5 слов из текста.
3. Выпишите из текста один абзац (3-5 предложений) и охарактеризуйте все
имена существительные из этого отрывка с точки зрения их отнесенности к
парным (конкретное/отвлеченное, одушевленное/неодушевленное,
собственное/нарицательное) и непарным (собирательное, вещественное,
единичное) семантическим категориям.
4. Выпишите из текста 5 словосочетаний с качественными прилагательными, 5 –
с относительными, 5 – с притяжательными (словосочетания выписывайте в той
форме, в какой они употреблены в тексте). Обозначьте разряд и формальные
характеристики (степень сравнения, род, число, падеж) прилагательного.
5. Выпишите из текста предложения, содержащие в общей сложности
5 количественных и 5 порядковых числительных в различных падежных
формах. Числительные запишите словами, выделите в них окончания,
обозначьте падеж.
7. Выпишите из текста 5 предложений с различными местоимениями. Определите
разряд каждого местоимения и его синтаксическую функцию в предложении.
8. Выполните полный морфологический анализ* имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного и местоимения.
*Выполняя лингвистический анализ, выпишите из текста предложение или его относительнозаконченную часть с анализируемым словом (анализируемые единицы должны быть представлены
в контексте).