В марте текущего года получена информация о том, что в результате ма- лоснежной зимы в водохранилище остался недостаточный запас воды. Это мо- жет привести к серьезным проблемам в водоснабжении жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ) в летний период, который по прогнозу синоп- тиков предполагается засушливым.
МУП «Водоканал» внесло предложение дополнительно ввести в эксплуа- тацию новые водозаборные скважины, но для осуществления этого предложе- ния отсутствовали средства, материалы, проект и подрядная организация.
Возникла задача, которая должна быть решена с учетом следующих условий:
1. Авторитетными организациями предоставлено два прогноза, по одно- му из которых ЖКХ грозит остаться без воды, а по второму – за оставшееся время до наступления засухи водохранилище должно наполниться водой в ре- зультате выпадения весенних осадков.
2. Отсутствуют какие-либо данные о реальности предложения МУП
«Водоканал».
3. Не существует сформулированной математической зависимости меж- ду количеством осадков и наполнением водохранилища в короткие сроки.
4. Достаточно точный прогноз о выпадении осадков может запоздать. Проведенный предварительный анализ на основе имеющихся долговре-
менных данных позволил:
– получить картину динамики потребления воды ЖКХ и прогноз на пер- спективу;
– получить картину характерных колебаний уровня воды в водохранилище;
– выявить главную и срочную проблемы и оценить их количественно;
– выявить побочные (вторичные) проблемы, создавшие описанную си- туацию.
Результаты расчетов выявили, что, кроме проблемы, поставленной ЖКХ, есть проблема перспективного водоснабжения города, время решения которой уже пришло. Кроме того, было установлено, что существуют еще такие вопро- сы, как почти 10-летняя затяжка реализации разумного предложения по увели- чению источников водоснабжения города, бесконтрольность водопотребления
горожан, организаций и предприятий, а также большие утечки воды в сетях во- допровода [4].
Задание
1. Определить, из каких проблем состоит возникшая задача.
2. Составить причинно-следственную цепь для данной ситуации по фор- ме: следствие, причина (первопричина), симптом.
3. Ответить на следующие вопросы по данной проблемной ситуации:
– В каких условиях возникла данная проблема?
– Какая проблема является главной?
– Каковы побочные (вторичные) проблемы?
– Какая проблема является срочной?