1. Определите, какие звуки различают следующие пары слов. С помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу
Там – дам, мал – мял, ночь – дочь, пыл – пыль, жар – пар
2. Выявите сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем:
Белый – белок – белить – белизна – беловатый, ряд – ряды – рядок – рядовой;
дуб, посадка, дверь, след, варежка
3. Укажите случаи качественной и количественной редукции:
волна, место, читал, разговор, весенний, увеличить, проигрыватель, одиннадцать
4. Определите, какие фонетические процессы происходят при произношении следующих слов, укажите их признаки:
березка, барабанщик, расчет, листовка, есть, обезжиренный, вокзал, сдача, счастье, легкий, все, мостик, чувства, расслабиться, переводчик.
5. Определите способ словообразования у следующих слов:
Рыбачий, коса, вечнозеленый, времяпрепровождение, умалишённый, больной, ключ
6. Распределите языки по следующим группам: а) индоевропейские, б) тюркские и в) финно-угорские
Русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, таджикский, татарский, грузинский, японский, казахский, молдавский, итальянский, датский, осетинский, арабский, мордовский, киргизский, азербайджанский, норвежский, украинский, финский.