Контрольная работа № 2 по темам: «Гносеология», «Вопрос о познаваемости мира», «Субъект и объект познания»
1. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: "…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?
а) Как называется данная теория
б) Кто был ее автором
в) Какой смысл вкладывается в "припоминание"
г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска
2. Прокомментируйте высказывание Леонардо да Винчи
"Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?
а) Что считает Леонардо главным способом познания
б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ
3. Прочтите высказывание Ф. Бэкона
"Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может"
а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск
б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы? Поясните свой ответ
4. "Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания и его предмета. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль
В качестве науки истина есть чистое развивающееся самосознание и имеет образ самости, что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее. Это объективное мышление и есть содержание чистой науки"[1]
а) Проанализируйте данный текст и определите, на каких мировоззренческих позициях стоит автор
б) Стоит ли автор в теории познания на принципе отражения или принципе тождества бытия и мышления?