Типовые (рекомендуемые) методические указания про проведению оценки регулирующего воздействия (ОРВ)
Процедура ОРВ заключается в анализе проблем государственного и муниципального регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), муниципального образования, региона или страны в целом), подвергающихся воздействию регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирующего воздействия.
Целью процедуры ОРВ является повышение качества государственного и муниципального регулирования, обеспечение возможности учета мнений заинтересованных представителей социальных групп (далее – социальные группы) и установление баланса интересов на стадии подготовки проекта нормативного правового акта посредством анализа предполагаемых последствий и эффектов введения государственного и муниципального регулирования и определения наилучшего с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности данного варианта государственного и муниципального регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом, а также оценка фактического воздействия действующего нормативного правового акта.
Процедура ОРВ может основываться на следующих принципах:
прозрачность – доступность информации о процедуре ОРВ на всех стадиях ее проведения,
публичность – обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений и мониторинга принятых нормативных правовых актов,
сбалансированность – обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедуры ОРВ,
эффективность – обеспечение выбора оптимального варианта муниципального регулирования с точки зрения выгод и издержек социальных групп, включая хозяйствующие субъекты, граждан (потребителей) и общество в целом,
экономичность – обеспечение надлежащего качества проведения процедуры ОРВ при условии минимально необходимых затрат на ее проведение.
В заключении об ОРВ должно содержаться:
1) описание проблемы:
проблема на решение которой направлено рассматриваемое регулирование,
риски, связанные с текущей ситуацией,
что произойдет, если никаких действий не будет предпринято,
социальные группы, на которые оказывается воздействие;
2) цели регулирования:
основные цели регулирования в терминах ожидаемых результатов,
существующее регулирование в данной сфере;
3) возможные варианты достижения поставленных целей: инструменты, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели;
4) выгоды и издержки использования каждого варианта:
социальные группы, экономические сектора или регионы на которые будет оказано воздействие, ожидаемое негативное и позитивное воздействие каждого из вариантов,
качественное описание соответствующего воздействия и, если возможно, его количественная оценка,
период воздействия (кратко-, средне- или долгосрочный), результаты, риски и ограничения использования каждого варианта;
5) рекомендуемый вариант достижения цели регулирования: окончательный выбор среди возможных вариантов,
обоснование почему не выбран менее масштабный по вмешательству вариант; необходимые организационные и иные меры, позволяющие максимизировать позитивные и минимизировать негативные последствия применения соответствующего варианта;
6) реализация выбранного варианта достижения цели регулирования и последующий мониторинг:
осуществление практического применения выбранного варианта, органы и организации ответственные за его реализацию,
осуществление мониторинга его применения,
с помощью каких мероприятий и показателей будет осуществляться последующая оценка его эффективности.
Первый блок вопросов, рекомендуемых к отражению в заключении об ОРВ, связан с выявлением проблемы. Неточное понимание проблемы