Прочитайте внимательно высказывания А. и Б., дайте развѐрнутый ответ на
все предложенные вопросы.
А. Стоики в античном Риме (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет)
высказывались за необходимость братского, сострадательного отношения к рабам.
Так, Сенека в письме «О милосердии» к императору Нерону высказался против
бесчеловечности гладиаторских боев: «Хотя в отношении раба все дозволено, тем
не менее, есть нечто такое, что общим правом каждого живого существа
определяется как недозволенное в отношении человека, потому что его природа
такая же, как и твоя».
Б. Герой современной книги утверждает: «Ведь даже преступника,
заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя
задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его
человеческое "Я". Наказание – да! Но не грубость!..»
1. Что, на Ваш взгляд, объединяет эти высказывания?
2. О каких этических категориях идѐт речь в приведѐнных высказываниях? Как
соотносятся смыслы высказываний с идеями милосердия, достоинства и
чести?
3. Как понимались идеи милосердия, достоинства и чести в разные
исторические эпохи?
4. Можно ли говорить о достоинстве человека, совершившего преступление?
Аргументируйте свой ответ, как если бы Вы обращались к герою
высказывания
Задание №2
На рабочем столе юриста любой специализации рядом с нормативно-
правовыми актами, по нашему мнению, должна находиться работа А.Ф.Кони
«Нравственные начала в уголовном процессе». Внимательно изучите эту работу и
подумайте над вопросами, предложенными в следующих заданиях.
1. Проанализируйте внешние условия деятельности юриста, формы «давления»
на него и ту линию поведения, которую должен, по мнению А.Ф.Кони,
избрать юрист в этих условиях.
2. Что Вы можете сказать об обстоятельствах профессиональной деятельности
юриста сегодня?3. Всегда ли Вы согласны с суждениями А.Ф.Кони о «судейской совести»,
нравственном долге и справедливости?
4. Меняется ли суть основных моральных категорий со временем?
Задание №3
Начальник отдела невольно подслушал разговор своих подчинѐнных, в
котором сотрудник М. резко критиковал его, двое других эту критику не
поддерживали. На следующий день, придравшись по незначительному поводу к
М., (опоздание на работу в связи с задержкой движения электрички по
расписанию) начальник наложил на него взыскание, степень которого, по мнению
сотрудника М., не соответствовала характеру поступка.
1. В чѐм причина конфликта? Как Вы бы определили тип конфликта?
2. Как можно было бы, по Вашему мнению, поступить начальнику, чтобы
предотвратить конфликт? Подчинѐнному?
3. Представьте стороны конфликта как «джентльменов» - чтобы изменилось в
предложенной ситуации?
4. Можно ли назвать этот конфликт «юридическим конфликтом»?
Аргументируйте своѐ мнение