Исходные данные: Федеральный Закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Ситуационные задачи:
1. Предприятием N закуплены средства измерений (СИ) одной из зарубежных фирм. Эти средства измерений используются в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В момент приобретения данные СИ не проходили утверждение типа. В настоящее время тип указанных СИ утвержден. Распространяется ли признание типа СИ на приобретенные ранее СИ и правомочен ли отказ Государственного регионального центра метрологии (ЦСМ) в их поверке?
2. Во всех ли случаях необходимо разрабатывать и аттестовывать методики измерений? Например, необходима ли разработка методика измерений, если погрешность результатов измерений определятся только погрешностью средств измерений?
3. Средства измерений установлены на технологическом оборудовании и используются вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений. Возможен ли перевод средств измерений в индикаторы и их эксплуатация?
4. В правилах по метрологии ПР 50.2.014-2002 «ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений» предъявляются требования к поверке эталонов и проверке работоспособности вспомогательного оборудования. Если средство измерений входит в комплект средств поверки, но не является эталоном, должно ли оно быть поверено (и почему?) или может быть откалибровано?
5. Подлежит ли лицензированию деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, выполняемая для собственных нужд предприятия?
6. Предприятие N разрабатывает, изготавливает и поставляет средства измерений, которые имеют сертификаты об утверждении типа и внесены в Госреестр. Однако многие Заказчики данного предприятия предполагают использовать эти средства измерений вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений. Имеют ли право при выполнении этих заказов такие средства измерений не поверять, а калибровать?
7. Государственный региональный центр метрологии (ЦСМ) потребовал от предприятия N заключить с ним договор на поверку электроизмерительных приборов, изготавливаемых предприятием N и включенных в Госреестр СИ. Основанием для этого якобы является статья 13 Закона «Об обеспечении единства измерений». Однако, выпускаемые предприятием N амперметры и вольтметры, согласно статье 3 Закона не подлежат государственному метрологическому надзору, а статье 13 указывает, что поверке подвергаются только средства измерений, подлежащие государственному метрологическому надзору. Дайте разъяснение правомочности требований ЦСМ.
8. Химическое предприятие производит поставки российским потребителям, а также экспортирует минеральные удобрения, расфасованные в мешки весом 50 и 500кг. Подлежит ли эта продукция федеральному государственному метрологическому надзору как торговая операция между покупателем и продавцом? Обоснуйте ответ.