Тема 2. Психологическая характеристика памяти
План
1. Общее понятие о памяти. Физиологические основы памяти.
2. Виды памяти.
3. Процессы памяти.
4. Индивидуальные особенности памяти.
Литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М., 1986
2. Дубровина И.В., Ланилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология – М., 2001
3. Введение в психологию. Под.ред.А.В.Петровского – М., 1996
4. В.А.Крутецкий. Психология – М., 1986
5. Общая психология. Под.ред.В.В.Богословского, А.Г.Ковалёва, А.А.Степанова. – М., 1981
6. В.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Психология – М., 1998
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, В 2т – М., 1989
8. Смирнова В.О. Психология ребёнка: Учебник для педагогических училищ и ВУЗов. – М., 1997
9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя. – М., 1991
Методические рекомендации к выполнению работы
Раскрывая сущность памяти, прежде всего необходимо показать её место в системе психической деятельности человека. Физиологические основы памяти в разных научных школах представлены по разному.
Охарактеризуйте 2-3 теории памяти: с точки зрения теории И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности; физическую теорию; теорию нейронных моделей; биохимические теории памяти и пр.
Единой классификации видов памяти нет. В связи с тем, что память включена во все сферы психики, она может характеризоваться с разных позиций:
1) с точки зрения участия воли в процессах памяти выделяют произвольную и непроизвольную;
2) с точки зрения участия мышления в процессах памяти выделяют осмысленную и механическую память;
3) с точки зрения сроков сохранения материалов в памяти выделяют долговременную, кратковременную и оперативную память;
4) с точки зрения объекта запоминания выделяют эмоциональную, двигательную, словесно-логическую и образную память, которая в свою очередь делиться на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
В работе необходимо охарактеризовать вышеперечисленные виды памяти,
показать их специфику и взаимосвязь.
К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение и припоминание) и забывание. Все эти процессы выполняют различные функции, но они должны быть рассмотрены в единстве.
Описывая процесс запоминания, необходимо определить его сущность, раскрыть условия успешного запоминания, показать зависимость запоминания от мотивов, целей и способов деятельности личности.
Воспроизведение как процесс актуализации может характеризоваться различной степенью трудности протекания: от элементарного узнавания до мучительного трудного припоминания, что определяется прежде всего участием воли в воспроизведении.
Сохранение и забывание – это две стороны одной медали. Раскройте значение и специфику этих процессов, укажите виды забывания, охарактеризуйте т.н. «кривую забывания». Раскройте понятия «реминисценция» и «эйдетизм».
В памяти людей наблюдаются индивидуальные различия. Они выражаются в объёме, скорости, точности запоминания, готовности к воспроизведению, уверенности в правильности воспроизведения. Индивидуальные различия проявляются и в типах памяти: у кого-то лучше запоминается, сохраняется, воспроизводится образный (изображения, предметы, звуки, запахи, цвета и т.п.), у кого-то словесный (понятия, мысли, числа) материал. В связи с этим различают наглядно-образный, абстрактно-логический и промежуточный типы памяти. В зависимости от содержания деятельности человека у него формируется профессиональная память.
В заключении работы необходимо показать значимость изучения этой темы лично для Вас.
Работа может сопровождаться схемами, таблицами, иллюстрациями и пр.