Выполнить филологический анализ представленного фрагмента по плану.
1) Анализ текста:
• Культурная справка (характеристика автора, время написания)
• Стилистическая характеристика: стиль, подстиль, жанр. Экстралингвистические признаки стиля (Болотова). Тип речи (определение и характеристики). Сфера общения.
• Функции языка, которые реализуются в этом тексте (стилистический словарь под ред. Кожиной)
• Стили языка
• Тип речи (может быть несколько)
• Вид речи (монолог, диалог и тд)
• Форма речи (письменная, устная (если есть реплики)
• Композиционное и структурно-семантическое членение (сколько ССЦ и абзацев). Обратить внимание на соотношение.
• Ключевые слова и тематические цепочки (частотность)
• Языковые детали
• Лингвистическая характеристика текста: синтаксическая (сколько высказываний, их характеристика по цели; сколько предложений, их характеристика по структуре (ссп, спп и пр.), простые/сложные, односоставные/двусоставные, распространенность, осложненность.
• Порядок слов в тексте, наличие/отсутствие стилистических синтаксических фигур (параллелизм, неполнота, парцелляция, градация, риторич. Фигуры и тд)
2) Морфологический анализ (сделать таблицу по частям речи, каждое слово из текста распределить в столбец с нужной частью речи, категория состояния, модальные и служебные слова тоже нужно, если есть повторяющиеся словоформы, то в скобках индекс ставить). Краткий вывод: каких слов больше, каких разрядов больше в каждой части речи (например существительных больше конкретных и тд)
3) Лексический разбор
• Нейтральная лексика: примеры+ количество
• Стилистически окрашенная лексика (тропы, метафоры, эпитеты и тд): выписать все
• Нелитературная лексика (просторечия, диалектизмы, жаргоны и тд): выписать все, если есть.
Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело…
Он с радостным изумлением осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, с шатающимся крыльцом разными пристройками и запущенным садом.
Ему страстно хотелось взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтобы посмотреть оттуда на небольшую речонку, но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней не дозволяется ходить…
Не всё резв, однако ж, ребёнок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на всё так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и созревают вместе с ним.
Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце ещё не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнём, да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно.
Смотрит ребёнок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро.
(И.А. Гончаров «Обломов»)